Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Опубликовано 10.03.15 21:33

Представитель МИД подчеркнул, что Москва полностью остановит действие ДОВСЕ с 11 марта 2015 года.

Россия решила приостановить участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), сообщает «Лента.Ру» со ссылкой на заявление руководителя российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антона Мазура.

По его словам, Москва полностью остановит действие ДОВСЕ с 11 марта 2015 года. Кроме того, дипломат заявил, что Россия просит Беларусь представлять ее интересы в СКГ.

Также представитель МИД подчеркнул, что инткббэч этот шаг не означает отказа Москвы от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), «если и когда для него созреют наши партнеры». «Мы по-прежнему готовы к совместной работе над новым режимом KOBE, отвечающим интересам как России, так и других европейских государств», — заявил он.

Среди причин такого шага, Мазур напомнил, что по настоянию стран НАТО диалог о будущем KOBE был остановлен в 2011 году и с тех пор не возобновлялся. «Западные партнеры регулярно используют эту площадку для обращений к российской стороне с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами вернуться к соблюдению ущербного для нас старого ДОВСЕ», — подчеркнул дипломат.

Он также отметил, что «в этих условиях продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для Российской Федерации бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным — с финансово-экономической».

Напомним, что в ноябре 2014 года о смерти ДОВСЕ заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Он добавил, что Москва не намерена к нему возвращаться.

ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже и вступил в силу в 1992-м. Изначально подписи под ним поставили представители 16 государств НАТО, а также шести государств-участников Варшавского договора. Соглашение устанавливало ограничения на размер обычных вооруженных сил и определяло предельные численности обычных вооружений, развертываемых сторонами в Европе.

Договор устанавливал равновесие сил государств – участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Ограничения

После подписания договора об обычных вооружённых силах в Европе ограничевающего количество артсистем калибром более 100 мм и выше польские политики оснастили свою армию минометами калибром 98 мм и таким образом получили возможность иметь преимущество перед своими соседями которые как правило имеют минометы либо 81/82 мм калибра либо 100 и 120 мм калибра.

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

  • 40 000 боевых танков;
  • 60 000 боевых бронированных машин;
  • 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
  • 13 600 боевых самолётов;
  • 4000 ударных вертолетов.

Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР , учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р .

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артиллерийских систем.

Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

Будапештское соглашение

Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

Ташкентское соглашение

Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами – участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

Фланговый документ

Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15–31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября на Стамбульском саммите ОБСЕ , было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня). Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению - 6350 танков, 11280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолётов и 855 вертолётов. Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских систем.

В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

  1. Превышение государствами - участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;
  2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;
  3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;
  4. Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

Период приостановления действия этих международных договоров в отношении России начинается через 150 дней после получения российских уведомлений о приостановлении их депозитариями и государствами-участниками ДОВСЕ.

Объявление моратория означает, что Россия намерена прекратить взаимное военное инспектирование и предоставление информации партнёрам по Договору о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны, а также не будет считать себя связанной количественными ограничениями.

Действие моратория, как указано в справке к Указу, продлится до тех пор, «пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ».

Примечания

Ссылки

  • Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров»
  • Справка к Указу «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров»

НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 23 (20.07.2007)

ДОВСЕ: история с недоверием

Виктор Литовкин

Москва решила показать, что слов на ветер не бросает

14 июля 2007 года президент Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Среди последних - Будапештское соглашение 1990 года, Ташкентское соглашение 1992 года, Венский документ 1996 года, Стамбульское соглашение об адаптации ДОВСЕ 1999 года и ряд других. Все эти документы развивали и модернизировали в применении к изменившимся исторической и геополитической ситуациям основной договор, подписанный в Париже 19 ноября 1990 года и вступивший в силу 9 ноября 1992 года.

О ЧЕМ ДОГОВОРИЛИСЬ?

ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе) заключили между собой два военно-политических союза - НАТО и Организация Варшавского договора. Он был призван, как сказано в тексте этого документа, установить безопасный и стабильный баланс обычных вооружений в Старом свете на более низких уровнях по сравнению с прежними. Требовал ликвидировать неравенство в вооружениях, наносящее ущерб стабильности и безопасности, ликвидировать потенциал для осуществления внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий. Для достижения названных целей договор резко - почти в два раза - ограничил количество танков, боевых бронированных машин, артиллерийских орудий калибром выше 100 мм, а также ударных самолетов и вертолетов для каждой из сторон.

По словам президента Академии геополитических наук генерал-полковника Леонида Ивашова, ДОВСЕ был очень полезен: он уменьшал риск возникновения войны, так как резко снижал уровень военного противостояния. При этом (см. таблицу 1) больше всех вооружений - свыше 12 тыс. единиц - сократила Россия. Причем в одностороннем порядке мы ликвидировали еще 20 тыс. единиц боевой техники. Но главное - договор предусматривал конкретные меры контроля за выполнением квот вооружений. Каждое из государств-участников обязано было два раза в год информировать партнеров о состоянии и количестве своего оружия в районах, входивших в сферу применения ДОВСЕ, а зарубежные военные делегации имели возможность посетить те или иные части и проверить соответствие указанных данных реальному положению дел.

Доверие и открытость между партнерами по ДОВСЕ стали его важнейшей непреходящей ценностью.

Но вскоре распалась Организация Варшавского договора, а за ним и Советский Союз. Отдельные страны бывшего ОВД вступили в НАТО, резко изменился баланс вооруженных сил на континенте. Вскоре - в 1994 году - на Северном Кавказе началась первая чеченская кампания Российской армии. Квоты, установленные для нее на флангах ДОВСЕ, оказались крайне малы. Страны - участницы договора согласились увеличить их на время военных операций. И уже через два года «подписанты» Парижских соглашений решили провести «капитальный ремонт» ДОВСЕ.

РЕМОНТ НА ХОДУ

В 1999 году состоялось Стамбульское совещание. Участвовавшие в нем лидеры ряда европейских и североамериканских государств постановили разделить предусмотренные договором блоковые квоты вооружений на каждую страну в отдельности. ДОВСЕ стал называться адаптированным. А для его вступления в силу он должен был пройти ратификацию во всех странах-участницах. Ее провели только Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина. Остальные участники ДОВСЕ к ратификации не приступали, ссылаясь на то, что там же, в Стамбуле, Москва обязалась вывести свои войска из Молдавии и Грузии.

И хотя никакой прямой юридической связи между двумя этими документами - адаптированным ДОВСЕ и обязательством вывести войска из названных стран - не было и нет, ни одно из государств НАТО до сих пор адаптированный договор не ратифицировало. Даже после того, как Россия фактически вывела свои войска из Грузии - там сегодня осталась так называемая «сдаточная команда», которая передает высвобожденные военные городки и казармы местной власти, - и вывезла всю тяжелую боевую технику из Приднестровья (Молдавия). Здесь находятся артиллерийские склады в селе Колбасно, где хранятся 20 тыс. тонн боеприпасов, которые приднестровская сторона считает своими и не позволяет не то что вывозить, но даже утилизировать. Российские солдаты - их около тысячи человек - вынуждены их охранять, чтобы снаряды не разграбили.

Тем не менее Брюссель продолжает настаивать на том, что «Москва не выполняет своих обязательств, а следовательно, страны НАТО не могут ратифицировать адаптированный ДОВСЕ». Доходит до смешного. Государства Балтии - Литва, Латвия и Эстония - не стали присоединяться к ДОВСЕ. На их территории фактически образовалась «серая зона», где можно разместить любое количество оружия и тяжелой боевой техники, которые не подлежат контролю со стороны России. Однако офицеры армий этих стран в качестве представителей НАТО инспектируют российские воинские части, расположенные в Калининградской, Псковской, Ленинградской областях.

ОДНОСТОРОННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕ БЫВАЕТ

Между тем по тяжелым вооружениям Североатлантический альянс превосходит Россию в три-четыре раза (см. таблицу 2). Фактически создан потенциал первого внезапного удара, о котором говорят все учебники истории войн и военного искусства. Более того, на фоне требований о выводе российских войск из Молдавии США размещают в Румынии и Болгарии свои армейские контингенты численностью по пять тысяч «штыков». О каком доверии между участниками ДОВСЕ здесь можно говорить? С таким неравноправным положением, говорит генерал Ивашов, Россия мириться не может.

12-15 июня нынешнего года по инициативе Москвы в Вене прошло чрезвычайное совещание по выходу из кризиса, сложившегося с ратификацией адаптированного ДОВСЕ. Там представитель России поставил перед партнерами по договору ряд принципиальных условий. Это возвращение Литвы, Латвии и Эстонии в договорное поле. Понижение суммы разрешенных уровней и наличия обычных вооружений и боевой техники НАТО в целях компенсации потенциала, приобретенного альянсом в результате его расширения на восток. Принятие политического решения об отмене фланговых ограничений для территории России. Разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующего сдерживания в период его согласования. А также вступление в силу или по крайней мере начало временного применения Соглашения об адаптации ДОВСЕ не позднее 1 июля 2008 года. Формулирование условий присоединения к договору новых участников и дальнейшая модернизация этого документа.

Невыполнение этих требований, подчеркнули российские представители, потребует от нашей страны, как и предлагал во время обращения к Федеральному собранию президент Путин, ввести мораторий на применение договора. Страны НАТО не прислушались к этим словам. А во время своего последнего визита в Москву в конце июня генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что он «надеется, что Россия не станет приостанавливать свое участие в ДОВСЕ». В Брюсселе и в Вашингтоне не хотят признать, что односторонней безопасности не бывает. Президент России вынужден был доказать, что он не бросает слов на ветер.

Участие Российской Федерации в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе приостановлено. В соответствии с международным правом. Если к указанному сроку 1 июля 2008 года, как было заявлено в Вене, партнеры Москвы по ДОВСЕ не начнут ратификацию договора и не станут применять его на практике, Россия, видимо, выйдет из договора окончательно.

Но что означает приостановка действия ДОВСЕ? По словам генерал-лейтенанта Евгения Бужинского, начальника международно-договорного управления Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России, мы не будем информировать своих партнеров о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны и не станем принимать иностранные военные инспекции. Кстати, как сообщалось в «НВО», такие инспекции Россия перестала допускать на свою территорию сразу после чрезвычайного Венского совещания, на котором представители стран - участниц ДОВСЕ отказались отнестись с пониманием к озабоченности Москвы, возникшей из-за кризиса с выполнением положений договора.

Безусловно, это не повысит доверие между участниками ДОВСЕ, считают военные эксперты, но данный шаг России - вынужденный. Иначе заставить НАТО считаться с коренными интересами безопасности нашей страны не представляется возможным.

Таблица 1 Количество ограничиваемых ДОВСЕ вооружений НАТО и Организации Варшавского договора в Европе в 1990 году

Боевые танки

Боевые бронированные машины

Артиллерия

Боевые самолеты

Ударные вертолеты

в том числе СССР

Таблица сделана на основе текста Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)

Таблица 2 Национальные предельные уровни ВВТ, ограничиваемых адаптированным ДОВСЕ в 1999 году

Боевые танки

Боевые бронированные машины

Артиллерия

Боевые самолеты

Ударные вертолеты

Суммарно члены НАТО

В конце прошлой недели дважды на высшем уровне поднимался вопрос о возобновлении Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). 17 сентября министр обороны России обсудил эту тему со своим американским коллегой Робертом Гейтсом. Как сообщило РИА , Анатолий Сердюков заявил, что Россия продолжит мораторий на ДОВСЕ до тех пор, пока ей не предложат вариант, который будет нас устраивать. Поднималась эта тема и в выступлениях Госсекретаря США Хиллари Клинтон и Генерального секретаря Североатлантического альянса Андерса Фог Расмуссена на недавнем неформальном саммите Совета Россия-НАТО в Нью-Йорке.

«Американская сторона прекрасно понимает, что выполнять ДОВСЕ в таком виде, в каком он существует, достаточно странно. Россия свою позицию не меняет. Поэтому мораторий продолжает действовать до тех пор, пока нам не предложат варианты, которые нас устраивают. Россия несколько лет назад достаточно четко определила свою позицию. Гейтс говорит, что также не понимает, как можно ограничивать передвижение своих войск по территории США», – сказал министр.


Кроме того, министр сообщил, что была достигнута договоренность о возобновлении работы экспертных групп по обсуждению проблемы ДОВСЕ.

В тот же день генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в своей речи в римском Институте Аспен сказал буквально следующее: «Контроль над обычными вооружениями – это второй (после ракетной обороны) трэк, на котором нам следует добиваться прогресса в отношениях с Россией. ДОВСЕ – это настоящий «невоспетый герой» периода после холодной войны... Но нынешняя ситуация не может продолжаться. Для стран альянса станет политически сложно, а затем и вовсе невозможно соблюдать требования Договора, если Россия их не выполняет. И если дело до этого дойдет, то мы столкнемся с настоящей нестабильностью в Европе – с тем, чего мы не хотим. Сейчас у нас есть шанс решить эту проблему, пока не стало хуже».

Расмуссен продолжил: «США прилагают усилия, чтобы вдохнуть новую жизнь в Договор. И все союзники по НАТО пришли к согласию по рамочным принципам новых переговоров со всеми странами ДОВСЕ, включая, конечно, Россию. Это простые принципы: взаимная транспарентность в отношении обычных сил, их содержания, передвижения, базирования, тренировок, учений и т.д.; взаимные ограничения, сдерживания и инспекция этих сил; последнее, но немаловажное согласие принимающей стороны на размещение иностранных войск. На этом фундаменте сейчас идут переговоры в рамках ОБСЕ. И я призываю все стороны согласиться с этими принципами. Наша цель – укрепление безопасности и стабильности в евро-атлантическом пространстве».

Учитывая, что генсек НАТО побывал с официальным визитом в США всего за несколько дней до своей речи о России – 6–7 сентября, то актуализация этой темы сразу двумя представителями Запада: Гейтсом и Расмуссеном – указывает на скоординированность их действий. США и НАТО хотят ускорить решение вопроса, который постоянно поднимается Западом как минимум последние три года – все то время, что действует мораторий на ДОВСЕ со стороны РФ.

НАТО неоднократно призывала Россию прекратить мораторий. Похоже, сейчас мы стоим на пороге серьезных подвижек в этом вопросе. Поэтому я считаю крайне важным напомнить российскому читателю, что представляет собой ДОВСЕ и на каких подходах к распутыванию этого проблемного узла в условиях «перезагрузки» настаивает Россия.

НАСЛЕДСТВО ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Но начать я хочу не с фактов о Договоре, а с моего личного отношения к этой проблеме. Понимание исторического контекста крайне важно. Я не из тех политиков, которые сожалеют о крахе коммунистического режима в России и ностальгируют по советской власти. Моральное банкротство марксизма, деградация КПСС, полностью утратившей связь с реальностью, экономический и социальный упадок в условиях внешнего давления холодной войны, фактическое предательство, капитуляция впавшей в маразм госпартноменклатуры перед лицом внешних и внутренних вызовов – все эти и многие другие факторы привели к неизбежному в тех условиях финалу.

Коммунизм, истощивший народ и промотавший Россию в глобальных утопических авантюрах, ушел в небытие, но утащил за собой и государственное единство великой страны, рассыпавшейся по ленинско-сталинским административным границам. Россия наряду с материально-технической базой и перекрасившейся элитой унаследовала долги и международные обязательства Советского Союза. Бывшая РСФСР стала правовым продолжателем (иногда употребляют неточный термин «правопреемник») Советского Союза.

Россия на протяжении нескольких постсоветских лет мучительно следовала заложенному в позднем СССР алгоритму, уже приведшему к саморазрушению государства. Наши западные «друзья», эти ястребы (или даже стервятники) в голубиных перьях, ни секунды не испытывали угрызений совести и вовсю следовали ницшеанскому принципу «слабого подтолкни». Поэтому 1990-е годы останутся в новейшей России как время колоссального отступления, внешнеполитического абсурда, развала институтов безопасности и внутреннего хаоса. В международной плоскости это была эпоха, когда России были навязаны кабальные, совершенно колониальные по своей сути обязательства.

Одним из наиболее ярких примеров служит как раз ДОВСЕ, подписанный в Париже в самом конце советского периода нашей истории – 19 ноября 1990 года – как пакт между дышавшей на ладан Организацией Варшавского договора и Североатлантическим альянсом.

КАБАЛА ET IMPERA!

ДОВСЕ, вступивший в силу 9 ноября 1992 года, предусматривал фланговые ограничения обычных вооружений и «потолки» тяжелой техники с обеих сторон, а также порядок контроля за соблюдением требований. Россия «унаследовала» и была вынуждена выполнять советские обязательства в условиях, когда НАТО стала расширяться на восток, принимая в свой состав страны прекратившего существование Варшавского блока.

Так называемое «четвертое расширение НАТО» в 1999 году присоединило к Вашингтонскому договору Венгрию, Польшу и Чехию. Линия раскола Европы, долгие годы лежавшая между двумя германскими государствами, придвинулась ближе к постсоветским границам. Баланс сил изменялся не в пользу РФ, и причиной тому – наше безукоризненное выполнение условий Договора, который был очевидным анахронизмом холодной войны!

Впрочем, 19 ноября 1999 года в Стамбуле на саммите ОБСЕ странами – участниками Договора было подписано Соглашение об адаптации – так называемый обновленный ДОВСЕ, который смещал акцент с блокового уровня на национальный. Россия ратифицировала его в 2004 году. Он слегка компенсировал искажение смысла первого договора, вызванное расширением НАТО и изменениями в Европе после распада СССР. Но фланговые ограничения на юге и на севере РФ, квоты на перемещение военной техники и вооружений по нашей суверенной территории сохранялись и в новой версии Договора.

Тем не менее страны Запада отказывались ратифицировать Соглашение об адаптации, поторапливая Россию с выводом войск из Грузии и Приднестровья. Договоренности об этом были достигнуты на двусторонней основе с Кишиневом и Тбилиси в Стамбуле в 1999 году, но их выполнение вовсе не являлось условием ратификации адаптированного ДОВСЕ. Увязка «стамбульских обязательств» по выводу войск с обновленным ДОВСЕ была взята западниками с потолка просто как удобный, хотя и совершенно неправомерный повод затягивать ратификацию со своей стороны.

Несколько слов о выполнении Россией пресловутых «стамбульских обязательств». Из Грузии, становившейся недружественной по отношению к Москве, мы полностью вывели свои войска и расформировали четыре военные базы. Последствия этого шага дали себя знать в августе 2008 года.

Я не хочу сказать, что, если бы в Грузии была российская база, Саакашвили не напал бы на колонну с гуманитарной помощью и не бомбил бы Южную Осетию. Но вполне вероятно, что события развивались бы иначе, если бы на территории, подвластной грузинскому фюреру, оставалась наша военная база – никакие нравственные ограничения не помешали бы ему использовать наших ребят как заложников. Сейчас наших войск нет на территории Грузии (как известно, Южная Осетия и Абхазия уже являются независимыми государствами).

Что касается Приднестровья, то там уже нет наших войск как таковых. Не считать же армией небольшую группу миротворцев и охрану армейских складов в местечке Колбасное? Если убрать эту охрану, то можно легко представить себе, что произойдет со взрывчаткой и со складов. Опыт первой чеченской войны научил нас, что оставлять боеприпасы без присмотра недопустимо ни при каких обстоятельствах.

МОРАТОРИЙ НА АБСУРД

Тем временем в 2004 году произошла еще одна волна расширения НАТО, охватившая в том числе прибалтийские республики. Квоты вооружений стран бывшего Варшавского договора перешли к раздувшемуся до 26 стран-членов альянсу. В итоге сегодня сумма национальных квот стран НАТО существенно превышает групповые лимиты, установленные действующим ДОВСЕ, причем по всем пяти группам вооружений.

В результате расширения альянс превысил допустимые ограничения на обычные вооруженные силы на 5992 боевых танка, 9882 боевые бронированные машины, 5111 артиллерийских единиц, 1497 боевых самолетов и 531 ударный вертолет! Это при том, что Россия, согласно Договору, имеет право лишь на 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских орудий на всей своей европейской территории. Кроме того, страны Балтии и Словакия, не участвовавшие в ДОВСЕ, были закрыты для инспекции со стороны российских наблюдателей и формально не были обязаны выполнять обязательства Договора.

Так, вступившие в НАТО прибалтийские республики были и остаются «серой зоной» с точки зрения контроля над вооружениями. Присоединение Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии к НАТО никак не сказалось на пересмотре «групповых» ограничений действовавшего ДОВСЕ. В то же время США, также не ратифицировавшие Соглашение об адаптации, открыто планируют размещать в Румынии и Болгарии свои военные объекты.

Ни о каком балансе сил речь уже не шла. Применительно к России фланговые ограничения на размещение вооружений и техники носили однозначно дискриминационный характер. Россия закабалялась в одностороннем порядке, удивленно хлопая глазами и как будто не отдавая отчета в происходящем. Чем не сюжет для подражателей Даниила Хармса и Самюэля Беккета?

Вся эта вакханалия просто не могла продолжаться, и в 2007 году Россия объявила об одностороннем моратории на исполнение ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров. Наконец-то произошло частичное освобождение от колониальной зависимости в вопросах безопасности, восстановление национального суверенитета и разрыв постыдных цепей.

Еще за несколько лет до обращения Владимира Путина к Федеральному собранию я говорил с ним о необходимости выхода из этого договора или как минимум о введении моратория. Посудите сами: в условиях ведения вооруженных действий на Кавказе мы были вынуждены согласовывать перемещение группировок своих вооруженных сил с чиновниками в Брюсселе, Вашингтоне и Вене. То есть, по сути, мы вели антитеррористическую кампанию со связанными руками!

Но лучше поздно, чем никогда. ДОВСЕ был не просто одним из многих договоров, заключенных в последнее время или доставшихся по наследству от позднесоветского периода. Это был символ национального унижения, навязанной нам несамостоятельности в принятии решений, несвободы в определении конфигурации войск на собственной территории – да еще и без взаимных обязательств!

Мораторий на действие договора стал Рубиконом для нашей внешней и оборонной политики: Россия дала понять, что больше никогда не согласится с принятием на себя подобных ограничений в одностороннем порядке. Играть в карты на раздевание с шулерами и гипнотизерами нас больше не заманят. Интересы безопасности наших собственных граждан больше никогда не будут ущемляться сомнительными сделками, заключенными себе в ущерб в минуты слабости.

Однако это не означает, что Россия предполагает изменять соотношение вооруженных сил на своей территории или что мы готовим войну со странами Европы, чем любят пугать партнеров по НАТО прибалтийские и восточноевропейские коллеги. Наоборот, мораторий на ДОВСЕ означает, что Россия намерена более решительно двигаться к заключению нового договора.

ПУТЬ К НОВОМУ ДОГОВОРУ

Для России борьба за новый, более справедливый ДОВСЕ имеет принципиальный характер. Альтернативы этому режиму в деле контроля над обычными вооружениями на сегодняшний день просто нет, поэтому крайне важно, чтобы он функционировал на честной и равноправной основе.

Первым и главным условием отмены моратория со стороны РФ является ратификация и выполнение условий обновленного Договора западными странами, а также присоединение к режиму ДОВСЕ государств натовского «комсомола», в первую очередь возвращение стран Прибалтики из «серой зоны» в договорное поле.

Кроме того, крайне важно добиться понижения «суммы разрешенных уровней» (потолков) для расширившейся НАТО. Необходимо согласовать единое понимания того, какие боевые силы считаются «существенными», чтобы не допустить спекуляции на различиях в классификации и терминологии. Абсолютно необходимо отменить дискриминационные фланговые подуровни для России, которые сковывают перемещение боевых сил по нашей территории. Также нужно продумать механизм, по которому к ДОВСЕ смогут присоединяться новые участники.

Мы согласны даже на то, чтобы государства Запада начали применять адаптированный ДОВСЕ до ратификации парламентами этих стран на временной основе. Но на сегодняшний день по этим предложениям нет ответа ни из Вашингтона, ни из Брюсселя: там по-прежнему твердят о «стамбульских обязательствах».

Сейчас мяч находится на натовской стороне: наши партнеры до сих пор не выполнили своих обязательств по ратификации, чем искусственно поддерживают ситуацию в тупиковом состоянии. Между тем Россия уже выполнила все добровольно взятые обязательства и готова участвовать в переговорах, только если нам не предложат новых кабальных условий и других заведомо неприемлемых требований.

Кроме того, я полагаю, что пора начать формировать повестку для переговоров по дальнейшей модернизации Договора. Лично я считаю, что новое соглашение, помимо прочего, должно предусматривать учет морского компонента, потому что по военно-морским силам сегодня у многих стран НАТО значительный перевес над российским военно-морским флотом.

Вообще же нужно понимать, что обе части Европы проходят сейчас важный тест. Вопрос ДОВСЕ – это прежде всего вопрос доверия между Россией и НАТО. Обеим сторонам нужны гарантии безопасности, поэтому жизнеспособность режима ДОВСЕ соответствует интересам и России, и стран, входящих в альянс. Считаю, что переговоры по будущему режима ДОВСЕ нужно вести и в рамках ОБСЕ, и на площадке Совета Россия–НАТО, и между странами – участниками Договора на двусторонней основе.

Достижение взаимно приемлемых соглашений позволит нам в дальнейшем оперативно обмениваться информацией о положении вещей друг у друга, осуществляя контроль над вооружениями на всем пространстве Европейского континента в рамках взаимных обязательств на основе прозрачности и доверия. Количество танков и артиллерийских орудий перестанет быть болезненным вопросом, и мы сможем заняться тем, что соответствует интересам обеих сторон – военным и невоенным сотрудничеством.

Наконец, успешное разрешение вопроса поможет нам перейти на новый уровень взаимопомощи. Сегодня дух соперничества и противостояния проявляется в неготовности Запада учитывать пожелания России. В условиях доверия и практического сотрудничества возникнет необходимость в совместном отражении общих вызовов и угроз, а потому потребность в обычных вооружениях будет в первую очередь по периметру большой Европы, включающей Россию, а не на национальных границах внутри Европы.

Создание единого и неделимого пространства безопасности исключит военную конфронтацию и даже планирование друг против друга. Необходимо избежать милитаризации пространства по линии соприкосновения России и НАТО, а высвобождающийся потенциал использовать для совместного противостояния новым вызовам и угрозам. И тогда мечта генсека НАТО Расмуссена об укреплении безопасности и стабильности в Евроатлантике станет былью.

Обозреватель - Observer 2001 №1

ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ

(от Договора об ОВСЕ 1990 г. к модернизированному Договору

об ОВСЕ 1999 г.)

Е.БУЖИНСКИЙ,

полковник,

заместитель начальника

ГУ МВС МО РФ

В.ПРОШКИН,

полковник,

начальник направления

международно-договорного управления

ГУ МВС МО РФ

со дня подписания Договора об обычных

вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

По этому случаю Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркивая значение Договора, в своем заявлении отметил: "Впервые в истории в масштабах целого континента создан эффективный режим контроля над обычными вооружениями и обеспечена беспрецедентная открытость в военной сфере. Договор позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся государствам-участникам в наследство от времен "холодной войны". Помог пережить без потрясений эпохальные изменения военно-политического ландшафта Европы в истекшем десятилетии".

Судьба Договора об ОВСЕ складывалась довольно непросто.

Модель европейской безопасности в 70-е и 80-е годы строилась на военно-стратегическом паритете двух военных блоков - ОВД и НАТО и двух "сверхдержав" - Советского Союза и Соединенных Штатов. Для сохранения мира и стабильности в Европе пришлось пройти несколько этапов изнурительной и бесперспективной гонки не только стратегических, но и обычных вооружений, навязанной нам Западом.

Ради мирного будущего Европы и для поддержания баланса военных потенциалов стран Варшавского договора и НАТО на более низких уровнях важно было на том историческом этапе остановить гонку вооружений. При этом необходимо было создать принципиально новые механизмы обеспечения безопасности в области контроля над обычными вооруженными силами в Европе. К тому времени в этом напрямую был заинтересован и Запад.

Важно заметить, что такой военно-политический разворот на европейском континенте стал возможным только после того, как Советский Союз обеспечил и количественную, и военно-техническую сопоставимость военных потенциалов.

По инициативе советской стороны в 1989 г. был разработан и подписан мандат переговоров по обычным вооруженным силам в Европе. Этот мандат дал зеленый свет переговорному процессу между представителями семи государств ОВД и шестнадцати стран НАТО по решению проблемы ограничения потенциалов обычных вооруженных сил европейских государств. Предполагалось, что эта проблема будет решена путем разработки и подписания Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Надо сказать, что путь к подписанию ДОВСЕ 1990 г. был сложным и порой драматичным. Иногда создавалось впечатление, что переговоры зашли в тупик, но на самых ответственных отрезках работы над соглашением стороны находили взаимоприемлемые компромиссы.

Еще при определении мандата переговоров советская сторона согласилась отложить проблему охвата информацией и ограничениями ВМС, выдав Западу определенный аванс, чтобы сдвинуть процесс снижения военного противостояния с мертвой точки. В ходе самих переговоров для выхода их тупиковой ситуации Советский Союз пошел на крупные подвижки по охвату договорными мерами средних бомбардировщиков, истребителей-перехватчиков, боевых самолетов морской авиации наземного базирования, по вопросам складских запасов.

Справедливости ради надо сказать, что западные страны также вынуждены были проявить ответную гибкость (разумеется, под давлением советской стороны) во многих военных вопросах. Например, согласились значительно поднять уровень достаточности для одной страны (имелся в виду СССР), установить нужный нам потолок для артиллерии в 20 000 ед. вместо предлагаемых ранее 16 500 ед. Запад пошел также нам навстречу в вопросе ограничения легких танков и бронемашин с тяжелым вооружением. В целом в ходе переговоров удалось обеспечить необходимый и достаточный для нового облика наших Вооруженных Сил уровень обычных вооружений.

Преодолев многочисленные разногласия по сложнейшим проблемам, ДОВСЕ был согласован и подписан в Париже 19 ноября 1990 г.

Договор представляет собой довольно сложный документ, который предусматривает ограничения и сокращения, создавая одновременно разветвленную и всепроницающую систему информации и контроля, которой еще не знала история. Им устанавливается двухуровневая система количественных ограничений: для каждой группы государств (ОВД и НАТО) и для каждого государства. Для того чтобы ни одно государство-участник не могло иметь подавляющего военного преимущества, Договором предусматривается критерий, или правило достаточности, для одной страны, при котором ни одно государство в Европе не должно иметь более одной трети от совокупного количества вооружений и техники всех участников.

Составной частью ограничений являются региональные подуровни: для района Центральной Европы, расширенной Центральной Европы, тылового и фланговых районов. Смысл этих региональных ограничений в том, чтобы укрепить режим Договора, сделав невозможной концентрацию войск и вооружений в отдельных географических районах.

Достижение конечных уровней, то есть сокращение вооружений, обеспечивалось главным образом ликвидацией техники, переоборудованием части ее для невоенных целей и переклассификацией отдельных видов вооружений в другие, не подпадающие под ограничения. Хотелось бы подчеркнуть, что основное бремя сокращений в силу накопленных запасов оружия легло на бывший СССР - более 20 тыс. из примерно 70 тыс. ед., которые уничтожались по определенным процедурам.

Самым ярким примером прорыва, осуществленного в области укрепления европейской безопасности, без преувеличения является разветвленная система обмена военной информацией и уведомлений в сочетании с всеобъемлющей системой контроля. Запущенный с момента подписания Договора механизм обмена информацией уже сейчас оказывает большое стабилизирующее воздействие на обстановку в Европе, обеспечивая транспарентность и предсказуемость усилий государств-участников в военной области.

Подписанием ДОВСЕ были созданы условия для резкого снижения наступательных потенциалов одновременно всех государств-участников до уровня, лишающего эти государства возможности вести крупномасштабные операции в Европе. Тем самым Договор явился фактором обеспечения безопасности и стабильности в Европе (многие эксперты стали его называть "краеугольным камнем европейской безопасности").

Одновременно в Париже был принят Венский документ 1990 г. по мерам доверия и безопасности и подписана "Хартия для новой Европы".

В целом подписанные в Париже документы вошли в историю как крупные разоруженческие проекты, осуществленные на практике в самом милитаризованном регионе планеты.

Однако, несмотря на стратегическое значение ДОВСЕ, его базовые цели - преодолеть последствия раздела континента и заложить основы новой неделимой системы европейской безопасности - оказались невыполненными, прежде всего в связи с реализацией разработанных в Брюсселе планов расширения НАТО на Восток.

Таким образом, исторический шанс создать в Европе на рубеже 80-х - 90-х годов условия для долговременного мира и стабильности был упущен. К сожалению, натовские стратеги не удержались от соблазна реанимировать блоковый принцип стабильности с опорой на коллективную оборону. Кстати, до сих пор со стороны НАТО нет вразумительного ответа на вопрос: "От кого собирается обороняться военно-политический блок с мощнейшей военной машиной, которая продолжает наращивать свои силовые возможности на основе новейших технологий?"

Уже до окончания последней фазы сокращения обычных вооружений по ДОВСЕ (1994-1995 гг.) стало ясно, что военно-политические амбиции стран НАТО, прежде всего США, могут разрушить европейскую систему контроля над вооружениями со всеми вытекающими последствиями.

В этот период действия основных натовских стран стали открыто демонстрировать взятый ими курс на изменение в свою пользу военного баланса и силовое доминирование в Европе за счет безопасности других государств, особо не задумываясь при этом об адекватном учете интересов России в области безопасности.

Для достижения своих целей наши "уважаемые партнеры" все чаще стали брать на вооружение далеко не джентльменские и, если говорить откровенно, запрещенные для честных переговоров способы достижения своих целей, оказывая нажим на Россию на самом высоком политическом уровне.

Ситуация обострялась нарастающей дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе, где жесткие фланговые ограничения не позволяли России развернуть достаточные для эффективной борьбы с терроризмом группировки российских войск.

В этих сложных условиях защита интересов России в области военной безопасности потребовала значительно скорректировать построение наших приоритетов в области евробезопасности и контроля над обычными вооруженными силами в Европе.

Нами был взят курс на создание "запаса безопасности" для России в условиях расширяющегося НАТО. В 1996 г. стало ясно, что добиться этого можно за счет достижения таких договоренностей с натовцами, механизмы которых, с одной стороны, сдерживали бы военный потенциал НАТО, с другой - позволяли бы разжать "тиски" обременительных фланговых ограничений, предоставив возможность пресечь широкомасштабную террористическую деятельность на территории СКВО.

Особенность политической ситуации заключалась в том, что переговорная линия России должна была строиться таким образом, чтобы исключить даже малейшую конфронтацию с западниками по проблемам военной безопасности. Такова была реальность, и ее нельзя было не учитывать при формировании позиции России на различных переговорах. Специалисты в этой области знают, как трудно сделать переговорную позицию твердой и одновременно достаточно конструктивной.

В значительной степени многие перечисленные проблемы удалось снять за счет разработки и подписания Основополагающего акта Россия-НАТО, Венского документа 1999 г., однако первоочередная роль в этом принадлежит модернизированному ДОВСЕ.

"Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора" был подписан 27 мая 1997 г. в Париже Президентом Российской Федерации с одной стороны и главами государств и правительств 16 стран-участниц НАТО с другой.

При подготовке Основополагающего акта Россия-НАТО, как и ожидалось, главной проблемой стал военный раздел соглашения. По таким вопросам, как принципы, механизмы в области консультаций и сотрудничества, удалось договориться довольно быстро с учетом интересов обеих сторон. А вот по военным вопросам натовцы делали все возможное для того, чтобы максимально ослабить и выхолостить документ.

Тем не менее в целом удалось вывести натовцев на обязательства по необходимому для нас военному минимуму: альянс отказался от размещения ядерного оружия и дополнительного развертывания сил общего назначения на территории новых членов, а также взял обязательство не создавать дополнительную военную инфраструктуру.

Подписанный российско-натовский документ в итоге получился не политической декларацией о намерениях, а соглашением, в котором зафиксированы конкретные материальные гарантии безопасности для российской стороны, однако в целом он не решил всех проблем.

Наглядной иллюстрацией разницы в подходах НАТО и России к формированию новой единой системы безопасности в Европе стали открывшиеся в 1996 г. и продолжавшиеся долгих четыре года переговоры по модернизации ДОВСЕ и Венского документа 1994 г.

Достаточно сказать, что изначальные переговорные позиции сторон были диаметрально противоположны. На столе переговоров оказались две, по сути, взаимоисключающие концепции ДОВСЕ и ВД-94.

Россия строила свою переговорную концепцию, преследуя вполне обоснованную и оправданную в сложившейся ситуации цель - минимизировать ущерб для военной безопасности России от расширения НАТО на Восток и существенно ослабить бремя фланговых ограничений для развертывания дополнительных сил на Северном Кавказе.

Натовские цели были диаметрально противоположны нашим - обеспечить возможность маневра крупными многонациональными силами (уже с учетом стран-новобранцев альянса) и держать Россию в рамках жесткого флангового режима, на чем особенно упорно настаивали турки и американцы.

Кстати сказать, против увеличения военных возможностей России на флангах были практически все участники переговоров, за исключением наших военных союзников - Белоруссии и Армении. Понятно, что такая политическая тенденция отнюдь не помогала продвигать российские позиции в ходе многосторонних (30 государств-участников) переговоров.

Буквально с боем давался каждый переговорный рубеж. Понижение суммарных потолков вооружений теперь уже 19 стран НАТО (они сократились в общей сложности почти на 13 тыс. ед. обычных вооружений), введение более жесткой национально-территориальной системы ограничений, создание сдерживающих механизмов на "переливы" вооружений между натовскими странами, транзит и переброски потенциально опасных для России группировок войск - все это результат кропотливой работы российской делегации.

Кроме того, натовцы не сразу, но все-таки вынуждены были согласиться сделать Договор открытым для выступления других европейских стран, а также признать применение политических механизмов в кризисных (чрезвычайных) ситуациях.

Многолетняя напряженная переговорная работа завершилась подписанием главами государств-участников Договора на саммите ОБСЕ в Стамбуле Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе - модернизированного Договора об ОВСЕ.

Новые элементы Договора в полной мере отвечают интересам России и соответствуют нашей общей стратегии на повышение роли России в европейских делах.

Вместе с этим необходимо признать, что сделать модернизированный ДОВСЕ всеобъемлющим документом, который решал бы все проблемы, не удалось.

Для правильного определения главных ориентиров на обозримое будущее весьма важно объективно и беспристрастно оценить и то, чего достичь в ходе переговоров не удалось. Такие оценки сводятся к следующему.

Во-первых, несмотря на предпринятые на различных уровнях усилия, не удалось поставить эффективные и действенные барьеры на пути расширения НАТО. Основополагающий акт и обновленный ДОВСЕ - это лишь определенный набор компенсационных мер в военной области, на которые нам удалось вывести натовцев в ходе переговоров.

Во-вторых, в рамках ДОВСЕ не удалось "зажать" территориальными потолками натовский авиационный компонент - боевые самолеты и вертолеты, ударные группировки которых сегодня способны самостоятельно решать исход практически любой военной операции.

В-третьих, не удалось добиться полной отмены фланговых ограничений.

Остались нереализованными и некоторые другие переговорные позиции.

Чем можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию вокруг модернизированного ДОВСЕ?

Во-первых, в сложившихся военно-политических условиях для нас важно не допустить срыва вступления в силу модернизированного ДОВСЕ и создать условия для его своевременной ратификации Российской Федерацией, так как он в целом не ослабляет обороноспособности России, укрепляет безопасность страны договорно-правовыми, невоенными методами.

При этом следует учитывать, что "минимально необходимые" условия для введения в действие Договора, сформулированные НАТО, остаются неизменными - только после того, как Россия впишется в адаптированные фланговые лимиты.

Во-вторых, ряд стран НАТО не прочь увязать начало ратификации и с выполнением принятых Россией обязательств по выводу вооружений из Молдавии и их сокращению в Грузии. Хотя на сегодня в официальной натовской позиции такой увязки нет, очевидно, что возможные сбои при выполнении этих обязательств могут привести к ужесточению линии альянса.

И наконец, натовцы не меньше нас заинтересованы в запуске адаптированного договорного механизма. Это открывает им возможность для начала переговоров о вступлении в ДОВСЕ стран-соискателей на вторую очередь натовского расширения (прежде всего - балканские и прибалтийские страны). Не замечать этого нельзя.

Вместе с этим нельзя забывать, что обновленный Договор дает эффективные рычаги воздействия на военные аспекты этого процесса. Дело в том, что уровни вооружений для новых членов ДОВСЕ, параметры развертываний иностранных сил на их территориях, возможности по "переливу" вооружений между старыми и новыми участниками Договора будут определяться консенсусом при обязательном участии России.

"Скорейшее вступление в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ, - говорится в заявлении В.В. Путина по случаю 10-летия Договора, - укрепит жизнеспособность Договора, сделает его действенным инструментом обеспечения безопасности континента в XXI веке. Нет причин затягивать процесс ратификации адаптированного ДОВСЕ. Это наша твердая позиция. Завершаем подготовку для внесения этого документа на ратификацию в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации".

В связи с этим одной из важнейших задач сегодня является организация предметной работы по подготовке Соглашения об адаптации ДОВСЕ к вступлению в силу.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что даже в преддверии вступления в силу адаптированного Договора особого и более тщательного анализа требует работа по противодействию реализации новой стратегической концепции НАТО. Альянс не скрывает своего стремления к военно-силовому доминированию не только в Европе, но и за ее пределами, располагает военным потенциалом для ведения современных военных операций любого масштаба с применением суперсовременных ударных видов вооружений. Такой термин, как "неделимость безопасности", отбрасывается ими, что называется, с "порога".

Понятно, что говорить наравне с нами они будут только при условии, если Россия будет иметь сопоставимый оборонный потенциал и возможности для отражения агрессии. Для создания таких условий, на наш взгляд, кроме общих усилий в более широком контексте, необходимо настойчиво продолжать работать над созданием новых механизмов контроля над вооружениями и весомых в военном отношении мер доверия и безопасности в Европе.

В комплексе с другими мерами политического, экономического и военного характера они могут стать серьезным препятствием на пути реализации планов перерастания эпохи противостояния двух систем в "эру силового доминирования США и НАТО". Именно в этом сегодня видится комплексная угроза безопасности России, и этот процесс важно сдержать всеми имеющимися у нас сегодня средствами и способами. Контроль над вооружениями - одно из важных таких средств.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости